Прием на обучение в общеобразовательную организацию проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Во внеочередном порядке предоставляются места:
детям прокуроров (пункт 5 статьи 44 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации");
детям судей (пункт 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации»);
детям сотрудников Следственного комитета (часть 25 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации");
детям, указанным в пункте 8 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и детям, указанным в статье 281 Федерального закона от 3 июля 2016г. №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», по месту жительства их семей».
В первоочередном порядке предоставляются места:
детям военнослужащих (абзац второй части 6 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", по месту жительства их семей);
детям сотрудников органов внутренних дел (часть 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции");
детям сотрудников, не являющихся сотрудниками полиции (часть 2 статьи 56 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции");
детям сотрудников федеральных органов исполнительной власти (часть 14 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации").
Право преимущественного приема
Ребенок, в том числе усыновленный (удочеренный) или находящийся под опекой или попечительством в семье, включая приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, патронатную семью, имеет право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам в ОУ, в котором обучаются его брат и (или) сестра (полнородные, усыновленные (удочеренные), дети, опекунами (попечителями) которых являются родители (законные представители) этого ребенка, или дети, родителями (законными представителями) которых являются опекуны (попечители) этого ребенка.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 4 марта 2025 года № 171 внесены изменения в Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 года № 458.
С 1 апреля 2025 года иностранные граждане и лица без гражданства могут быть приняты в школы на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования при условии:
предъявления документа, подтверждающего законность их нахождения на территории России;
успешного прохождения тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ.
В порядок приема в школы внесены изменения, согласно которым несоблюдение указанных условий станет поводом для отказа в приеме иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением отдельных случаев.
Также уточняется, какие документы представляют родители (законные представители) детей — иностранных граждан.
При подаче такими лицами заявления через Госуслуги не допускается требовать копий или оригиналов документов, кроме тех, подтверждение которых в электронном виде невозможно.
Приказ вступает в силу с 1 апреля 2025 г. и действует до 1 марта 2026 г.
Прием в образовательные организации иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется следующими нормативными документами:
С 1 апреля 2025 года вводится обязательное бесплатное тестирование детей иностранных граждан и лиц без гражданства на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования при их приеме в государственные и муниципальные школы.
Процедуру вводят, чтобы обеспечить равные права школьников (ч. 2.1 ст. 78 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При неудовлетворительных результатах или непрохождении тестирования ребенку можно отказать в приеме на обучение по ООП НОО, ООО или СОО (п. 15 Порядка приема в школу, утвержденного приказом Минпросвещения от 02.09.2020 №458 (с изменениями) (далее - Порядок приема в школу), ч. 2.1 и 2.3 ст. 78 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Процедуру тестирования урегулировало Минпросвещения, а минимальные проходные баллы утвердил Рособрнадзор (приказ Минпросвещения от 04.03.2025 № 170 (далее – Порядок тестирования № 170), приказ Рособрнадзора от 05.03.2025 № 510).
Тестирование будет организовано в специальных тестирующих организациях, утвержденных приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым (далее – Министерство). Сведения о тестирующих организациях будут размещены:
на официальном сайте Минпросвещения;
едином портале Госуслуг (ЕПГУ), региональном портале Госуслуг (РПГУ) или региональных ГИС, связанных с порталом (абзацы 2 и 3 пункта 1 Порядка тестирования № 170).
Единственная категория тестируемых – дети-иностранцы и дети без гражданства, которые поступают на обучение по ООП НОО, ООО или СОО (ч. 2.1 ст. 78 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Исключение составляют дети – граждане Республики Беларусь.
Участие в тестировании беззаявительное. При этом в списки тестируемых детей тестирующая организация включает при выполнении двух условий:
Школа, в которую поступает ребенок, уведомила тестирующую организацию о направлении ребенка на тестирование – посредством ЕПГУ либо РПГУ или региональных ГИС, связанных с порталом (п. Порядка тестирования №170). Уведомление высылается одновременно с информированием поступающего (п. 23.1 Порядка приема в школу)
Родитель или сам поступающий не позже семи рабочих дней после получения направления лично обращается в тестирующую организацию для записи на тестирование (п. 3 Порядка тестирования № 170).
Расписание тестирования определено приказом Министерства - ежемесячно с 20 по 30 число, начиная с мая 2025г. (п. 4 Порядка тестирования № 170).
Тестирование проводят в устной и письменной формах. Исключение – поступающие в 1-й класс, для которых тестирование проведут только в устной форме. По необходимости тестирование можно проводить с использованием компьютерных технологий (п. 11 Порядка тестирования № 170).
Соотношение устной и письменной частей тестирования определят в диагностических материалах. При этом общая продолжительность тестирования не будет превышать 80 минут (п. 12 Порядка тестирования № 170).
Диагностические материалы для тестирования разработает Рособрнадзор (ч. 2.2 ст. 78 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 10 Порядка тестирования № 170). В открытом доступе их не будет. Рособрнадзор направит материалы в Министерство, а те доведут их до тестирующих организаций. Материалы будут присылать по мере поступления сведений о допущенных к тестированию детей-иностранцев (п. 2.9 Протокола Минпросвещения от 18.03.2025 № РК-17/03пр).
Демонстрационные варианты диагностических материалов, спецификации диагностических материалов и критерии оценивания выполнения заданий для проведения тестирования должен разместить Рособрнадзор на сайте сайте fipi.ru до 28 марта 2025 года (п. 4.1 Протокола Минпросвещения от 18.03.2025 № РК-17/03пр).
Тестирующая организация создает специальную комиссию, организует пункт прохождения тестирования и оснащает его оборудованием, а перед тестированием – размещает на своем сайте необходимую информацию.
Комиссия по проведению тестирования создается приказом тестирующей организации. В ее состав включается не менее трех педагогов. Например, учителя русского языка и литературы, заместителя директора по учебной работе и учителя начальных классов. Одному из педагогов поручается возглавить комиссию, а остальным членам – обеспечить работу (п. 14 Порядка тестирования № 170).
Для организационно-технического сопровождения привлекаются к процедуре технические специалисты. Например, системный администратор, чтобы он следил за работой компьютера, камер видеонаблюдения и других устройств. Также можно привлечь вспомогательный персонал, например, секретаря, который будет составлять и вести документы комиссии (абз. 3 п. 14 Порядка тестирования №170). Дополнительных специалистов необходимо отразить в приказе. При тестировании на знание русского языка могут присутствовать наблюдатели.
Тестирующая организация может, но не обязана привлекать к тестированию наблюдателей (абз. 3 п. 14 Порядка тестирования №170). Наблюдателями могут быть любые граждане. При этом не рекомендуется привлекать в качестве наблюдателей родителей детей, которые проходят тестирование. Это усложнит работу тестирующей комиссии и создаст напряженную обстановку.
Если привлекли к тестированию наблюдателей, создайте для них условия. Например, организуйте для них посадочные места. Их нужно расставить так, чтобы не закрыть обзор на парты, за которыми будут сидеть тестируемые.
Спорные вопросы при оценке результатов тестирования будет решать апелляционная комиссия, утвержденная приказом Министерства (п. 18 Порядка тестирования №170).
Выделяется одну или несколько изолированных школьных аудиторий под пункт прохождения тестирования (ППТ). Количество аудиторий зависит от численности тестируемых. Основное правило: каждый участник сидит один за партой, а площадь аудитории соответствует санитарным нормам (абз. 5 п. 13 Порядка тестирования № 170, п. 3.4.14 СП 2.4.36480-20).
В качестве ППТ можно использовать ППЭ для ГИА при его наличии (п. 6 Порядка тестирования № 170).
Если тестирование будет проходить участник с ОВЗ, рабочее место нужно оборудовать в соответствии с его индивидуальными особенностями. Например, для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата рабочее место желательно оборудовать в ряду у дверного проема. Для ребенка-колясочника нужно расширить проход между рядами парт – он должен быть не менее 0,9 м и не менее 1,2 м, если нужен поворот коляски (п. 6.2.2 СП 59.13330.2020).
Каждая аудитория для тестирования оснащается техническими средствами, которые позволят записать устные ответы участников и всю процедуру тестирования (абз. 2 и 3 п. 13 Порядка тестирования №170). Перечень средств открытый. Рекомендуем использовать одновременно несколько средств. Например, для записи устных ответов – диктофон, всей процедуры тестирования – видеокамеры с выводом изображения на монитор ноутбука. Средства должны не только вести запись, но иметь возможность ее воспроизвести (абз. 1 п. 13 Порядка тестирования №170). Например, если тестируемый пожелает ознакомиться с записью своего ответа.
Записи нужно сохранить на аудио- и видеоносителях (абз. 1 п. 13 Порядка тестирования №170). Желательно использовать внешние носители информации. Например, жесткий диск, флеш-накопитель, CD- и DVD-диски. Такой тип устройств легче использовать в работе и направить органу власти, если он запросит аудио- и видеозаписи, например для решения спорных вопросов по результатам тестирования.
По своему усмотрению или по необходимости тестирующая школа может использовать дополнительные технические средства. Например, чтобы воспроизвести текст задания, можно использовать аудиоколонки, подключенные к компьютеру.
Каждая тестирующая организация обязана на своем официальном сайте разместить и поддерживать в актуальном состоянии обязательную информацию (п. 5 Порядка, Порядка тестирования № 170).
К ней относят:
даты проведения тестирования – их нужно взять из расписания, которое утверждено Министерством;
демонстрационные варианты диагностических материалов;
критерии оценивания знания русского языка.
Раздел сайта, в котором размещают вышеуказанную информацию, законодателем не определен. Рекомендуем опубликовать информацию в разделе, который содержит сведения о зачислении в школу.
До начала тестирования один из членов комиссии по его проведению должен провести для тестируемых инструктаж (п. 15 Порядка тестирования №170). Что должно входить в его содержание инструктажа, законодатель не уточнил. Полагаем, что участников нужно проинструктировать о технике безопасности во время тестирования и последствиях нарушения порядка его проведения.
Кроме того, один из членов комиссии должен проинформировать участников о процедуре, форме проведения и продолжительности тестирования (п. 15 Порядка тестирования №170). Информацию желательно преподнести вслух.
Сведения с результатами тестирования тестирующая организация должна передать в школу, на обучение в которую поступает ребенок, – посредством ЕПГУ либо РПГУ (п. 19 Порядка тестирования №170). Достаточно указать Ф. И. О. тестируемого и количество баллов, которое он набрал.
Сообщать результаты тестирования участнику тестирующая организация не обязана. Это сделает школа, в которую поступает ребенок. Она же предложит тестируемому, который не набрал минимальных баллов, пройти дополнительное обучение по русскому языку (п. 21 Порядка тестирования № 170).
Повторное тестирование могут пройти дети, которые не набрали проходные баллы при первичном тестировании. При этом вторую попытку они могут получить не ранее чем через три месяца со дня неудачной попытки прохождения тестирования (п. 22 Порядка тестирования № 170).
Повторное тестирование организуют и проводят в том же порядке, что и первичное. При этом тестирующая организация должна предоставить тестируемому вариант диагностических материалов, который отличается от того, по которому он первоначально не набрал проходные баллы (п. 23 Порядка тестирования №170).
Работы тестируемых нужно оценивать по особым критериям. Их определит Рособрнадзор (п. 10 Порядка тестирования № 170).
По результатам оценивания тестирующая организация должна установить у тестируемого «достаточный» или «недостаточный» уровень знаний русского языка (п. 8 Порядка тестирования №170). Оценка будет производиться по пятибалльной шкале. Для «достаточного» уровня тестируемым необходимо получить 3 балла (приказ Рособрнадзора от 05.03.2025 № 510).
Чтобы тестируемому установили «достаточный» уровень, его знания должны соответствовать предметным результатам освоения федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык». Поступающих в 1-й класс оценивают по характеристикам достижений на этапе завершения освоения ФОП ДО (п. 7 Порядка тестирования № 170).
Все материалы тестирования, в том числе письменные работы, аудионосители и видеоносители с записью ответов тестируемых нужно хранить в тестирующей организации (п. 24 Порядка тестирования № 170).
Порядок хранения материалов такой же, как для хранения результатов успеваемости и поощрений школьников (сноска 5 к п. 24 Порядка тестирования №170). Например, самый распространенный способ хранения – поместить материалы в личное дело обучающегося.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ!
🔔 Ребенок идет в первый класс — пора подготовить черновик заявления
Родители могут создать черновик заявления для записи ребенка в 1 класс на Госуслугах. Сделать это можно уже сейчас, а отправить — после старта приемной кампании.
Какие данные нужны для черновика:
🔵 серия и номер паспорта родителя и свидетельства о рождении ребенка автоматически подтянутся из личного кабинета;
🔵 номер или название школы;
🔵 данные об адресе регистрации;
🔵 информация о братьях и сестрах, если они уже учатся в выбранной школе. Это дает преимущественное право на зачисление;
🔵 сведения о льготе или потребности в специальных условиях обучения.
Как создать черновик:
1️⃣ Зайти на страницу услуги. Понадобится подтвержденная учетная запись родителя.
2️⃣ Проверить автоматически заполненные сведения.
3️⃣ Заполнить пустые поля.
4️⃣ Нажать «Сохранить заявление».
Черновик будет находиться в личном кабинете, его можно редактировать до отправки.
Когда отправлять заявление
В каждой школе — свои сроки начала записи в первый класс. Но всегда не позднее 1 апреля. За сутки до старта приема заявлений в выбранной школе в личный кабинет придет напоминание.
При подаче заявления будет видно количество свободных мест в школе.
До какой даты можно подать заявление:
🔵 До 30 июня — в школу рядом с домом или ту, где учится брат или сестра
🔵 С 6 июля по 5 сентября — в любую другую школу (при наличии свободных мест)
Когда станет известно о зачислении:
Решение о зачислении будет принято в течение 3 рабочих дней после завершения приема заявлений. Уведомление придет в личный кабинет.
Приём заявлений в 1 класс для граждан, имеющих внеочередное, первоочередное и преимущественное право при зачислении в первый класс, а также проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 апреля и завершается 30 июня текущего года.
Для детей, не проживающих на закрепленной территории, приём заявлений в 1 класс начинается 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
В перечень необходимых для зачисления ребенка документов входят:
документ, подтверждающий личность родителя;
документ о прописке будущего ученика;
свидетельство о рождении первоклассника.
Это базовый перечень документов, однако школьные учреждения имеют право запросить дополнительные документы, например, копию свидетельства о рождении братьев и сестер (если такие есть); документы, подтверждающие, что человек, приведший ребенка в школу, является опекуном, и т. д
У современных родителей есть несколько вариантов того, как подать заявление на поступление ребенка в первый класс:
через портал Госуслуги;
лично придя в школу;
через региональный портал Госуслуг;
заказным письмом в школу.
Каждый выбирает тот способ, который ему наиболее подходит. Любой из них является действующим.